Эксперты рассказали, какие схемы используют сотрудники ГАИ, чтобы делать из водителей нарушителей.
Противостояние водителей и инспекторов ГАИ, похоже, выходит на новый уровень: первые активнее начинают бороться за свои права на дорогах, изучая ПДД, устанавливая в автомобилях видеорегистраторы, попадая в новости Украины и обращаясь в суд. Вторые изобретают новые, относительно честные способы отъема денег у водителей. О хитростях, к которым прибегают работники ГАИ, рассказал сотрудник общественной организации «Дорожный контроль» Егор Воробьев.
По его словам, самое опасное новшество — инспектор останавливает авто якобы за нарушение ПДД и заявляет, что от водителя слышен запах алкоголя. Лучше всего срабатывает вечером или утром, когда в машине нет пассажиров-свидетелей. Но алкотестера у него нет, и он предлагает вам съездить на медосвидетельствование. Вы отказываетесь, потому что вы абсолютно трезвы, и инспектор составляет протокол за подписью двух понятых (обычно это знакомые инспекторам водители такси) о том, что вы отказались. Что, по Админкодексу равносильно признанию в пьянстве. Далее суд, 3400 грн штрафа, либо лишение прав на год. Чтобы избежать подобного, водитель начинает «договариваться». Как разъяснил нам юрист Вадим Володарский, специализирующийся на вопросах ПДД, действия инспектора неправомерны: «Он должен на месте проверить степень опьянения алкотестером. А если водитель не согласен с результатами проверки, выписать ему направление на медосвидетельствование и доставить к наркологу на служебном авто. Провокацией на отказ «разводят» тех, кто плохо знает закон». Есть и более «экзотические» приемы — в провинции. Например, по словам Воробьева, на «зебре» прямо под колеса бросается подставной пешеход, а неподалеку дежурит наряд ГАИ, который тут же штрафует за то, что его не пропустили. Или по двухполосной дороге со сплошной линией разметки медленно движется трактор (вариант — стоит грузовик с включенной «аварийкой»). Чтобы объехать препятствие, водитель выезжает на встречную полосу, а его уже поджидает инспектор. А сами гаишники, рассказывает Воробьев, могут при движении по левой полосе в плотном потоке включить мигалку на машине. И штрафовать всех, кто не уступил дорогу.
«Все это бред и провокации. Если такое случается, обращайтесь в департамент ГАИ по телефону доверия, — заявил нам руководитель пресс-службы ГАИ Александр Зубенко. — Наша работа направлена на профилактику и выявление правонарушений, а не на их провоцирование». Юрист Вадим Володарский говорит, что случаи подстав есть. «Я сам как-то на Виннитчине обогнал такой трактор и был остановлен, — говорит Володарский. — Но в основном гаишники работают проще: прячут «визиры» за стоящим транспортом, замеряют скорость машины за пределами населенного пункта, стоят там, где плохо видны дорожные знаки и непонятна разметка.
Это подтверждают и водители. «На Бессарабке в Киеве при повороте с улицы Бассейной на Мечникова знак «Направление движения по полосам» перекрыт рекламным бигбордом. Водители нарушают, вместо поворота налево едут прямо. Вот ГАИ и дежурит там постоянно», — говорит Максим Початун (13 лет стажа).
Видео как аргумент
Дабы иметь железные аргументы в своей правоте для суда, если до него дойдет, эксперты советуют установить в машине видеорегистратор и включать его не только при разговоре с инспектором, но и во время движения (например, чтобы доказать: пешеход внезапно бросился под колеса на зебре, а не переходил дорогу), советуют наши эксперты. «У меня в авто стоит самый простой регистратор за 300 грн, он снимает все, что происходит впереди машины, угол охвата — 240 градусов, столько же видно в лобовое стекло и боковые зеркала. Но для борьбы с «мигалками», лучше купить дополнительную видеокамеру, фиксирующую обстановку сзади автомобиля», — говорит Воробьев. Можно найти прибор подороже, с более качественной оптикой, высоким разрешением картинки и большим объемом памяти. Цена такой защиты от неправомерных действий ГАИ — 600—700 грн.