Внедрение медицинских реформ – вечная тема для украинской системы здравоохранения. И вот уже скоро есть намерение начать внедрение реформ на первичном звене медицины. О том, какие изменения ожидать от реформ и каким образом они будут вводиться, говорим с заместителем министра здравоохранения Украины Павлом Ковтонюком.
- Какой первый шаг для внедрения медицинской реформы?
П. К.: Для ее внедрения необходимо законодательное основание, которое мы подготовили и направили в Парламент. 18 мая была попытка включить проект медицинской реформы в повестку дня, однако, скорее всего, это удастся сделать на следующей неделе. Затем законопроект пойдет на рассмотрение комитетов и на голосование.
- Какая главная идея реформы?
П.К.: Что касается главной идеи медицинской реформы, то это, прежде всего, изменение ее системы и финансирования. Мы переходим от содержания больниц и расходования бюджетных средств на поддержку зданий к тому, что деньги будут «ходить за каждым пациентом». Таким образом, для каждого конкретного человека мы будем оплачивать конкретную медицинскую услугу по определенному тарифу. Для этого будет создана новая институция – Национальная служба здоровья, которая будет выполнять роль национального страховщика. То есть она будет закупать медицинские услуги для людей по месту их пребывания: в городах, селах, районах.
- Каким образом будет функционировать данный институт?
П.К.: Национальная служба здоровья будет представлена на национальном уровне и с отделениями на местах. Важным этапом реформы будет внедрение Государственного гарантированного пакета медицинских услуг и лекарств. То есть на сегодняшний день у нас говорят, что медицина является бесплатной, но, конечно, это неправда. Мы вводим цивилизованный институт Государственные гарантии, когда каждый год Правительство подает, а Парламент одобряет перечень услуг, из бюджета Государство будет оплачивать на 100% или же частично.
- Какие услуги будут платными, а какие бесплатными?
П.К.: В законопроекте четко прописано, что будет 3 пакета услуг, возмещение которых будет 100%. В том числе экстренная медицинская помощь, первичная помощь, то есть семейный врач, а также помощь паллиативным больным. Из других плановых услуг покрытия могут составлять 90%, 80%, 70%, но не менее 50%.
Аналогия – это действующая программа «Доступные лекарства». То есть установлена предельная цена, которую возмещает государство. И если пациент покупает медицинское средство дороже, то он просто доплачивает разницу.
Например, при рождении ребенка базовая услуга будет покрываться государством, а дополнительные выгоды, например, возможность рожать с собственным врачом или в палате повышенного комфорта – из кармана пациента.
- Можно ли отождествлять эти реформы со страховой медициной?
П.К.: Очень распространена дискуссия, является ли предложенная нами модель страховой медициной. Де-факто, это и есть государственное медицинское страхование. Есть вклад, который делается человеком через налоги, а также определено страховое покрытие, вроде частных страхователей, и есть цена услуги конкретного пролеченного случая. То есть в нашей модели есть все элементы медицинского страхования. Вопрос заключается в том, будет ли возможность использовать частные страховые компании и страхования через работодателей. Мы можем дать однозначный ответ – да. Человек за те услуги, которые не входят в государственную «страховку», имеет право перекрыть страховкой от частной компании. Таким образом, в этой системе будет действовать как государственное, так и частное страхование, а также помощь со стороны работодателя.
- Нужно ли человеку заключать договор с Национальной службой здоровья?
П.К.: Нет. Основанием для предоставления человеку услуг будет собственно украинский паспорт, который гарантирует украинцу его права, в том числе и на получение медицинских услуг, но вместе с тем можно оформить дополнительное страхование.
- Вы отметили, что государством будет определено определенный пакет услуг, которыми сможет пользоваться человек в течение года. Если он их исчерпает, что дальше?
П.К.: Пакет гарантии заранее говорит только то, по каким конкретным услугам будет возмещение. То есть пациент будет заранее знать, лечение какой болезни будет возмещаться государством в большей или меньшей степени. И сколько бы эти услуги врач не предоставлял, их часть будет оплачиваться. Соответственно, лимита услуг не будет.
- Как будет происходить процесс регистрации пациентов. Когда заработает система e-Health в Сумах и заработает ли вообще?
П.К.: Сейчас мы готовим систему e-Health, которая обеспечит техническую возможность для того, чтобы деньги «ходили за пациентом» именно в той больнице, куда он обратился. Таким образом, этот сервис одновременно заработает по всей Украине, а не только в Сумах. Реестр будет один, однако программы, которыми будут пользоваться больницы, могут отличаться. Мы делаем центральные базы данных, а больницы с помощью программ будут иметь свободный доступ к этим реестрам. Когда врач поработал с пациентом, в единую базу будут вноситься новые данные.
- Это значит, что человек отныне не будет привязан к определенному месту?
П.К.: Да, конечно. Больной сможет получить услуги в любом месте.
- Данный сервис сможет заменить бумажные карточки истории болезни?
П.К.: Постепенно – да. Это очень большая работа, и мы ее реализуем поэтапно. Прежде всего, мы начинаем с реестра пациентов, врачей, а также медицинских учреждений. Затем на эти реестры накладывается информация, в частности о лекарствах и о ходе болезни пациентов.
- Как теперь внедряется программа доступные лекарства? До начала его запуска в Сумской области со многими аптеками не были подписаны договоры, соответственно не было и лекарств. Что удалось сделать в этом направлении и сколько было потрачено средств на реализацию программы?
П.К.: В общем на первом этапе для реализации программы было выделено 500 млн грн. Если она будет успешной, то будем расширять ее и в дальнейшем. Действительно, сейчас перечень лекарств несколько ограничен: 21 действующее вещество по трем группам болезней. Относительно проблем, о которых вы говорите, то действительно, пока нет электронных рецептов, поэтому инструментом реализации программы является подписание договоров с аптеками через региональные органы здравоохранения. Сейчас мы не можем себе позволить прямых контактов «пациент-аптека». Поэтому договора заключает каждый город и район. В этом плане есть очень успешные города, а есть аутсайдеры, в частности к которым относится и Сумская область.
- Анонсировалось, что с 1 июля в Украине стартует реформа первичного звена медицины. Что это означает для простого пациента?
П.К.: Да, мы обсуждали, что с 1 июля на первичном звене мы можем начать реформу, о которой говорилось ранее, не дожидаясь пока вся система перейдет на новые рельсы. Но для этого нужно, чтобы Верховная Рада приняла законопроекты. Пациент сможет самостоятельно выбирать себе семейного врача: терапевта, педиатра. Информация об этом выборе без привязки к месту прописки будет попадать в наш электронный реестр. Средства за лечение пациента будут идти к тому врачу, которого избрал пациент.
- То есть зарплата врача будет зависеть от количества пациентов?
П.К.: Совершенно верно. Одновременно с этим между врачами будет формироваться определенная конкуренция. К высококвалифицированным врачам будет записываться больше людей. От этого будет зависеть их заработок. Таким образом, мы не просто поднимаем зарплату врачу ни за что, а считаем: если врач хорошо выполняет свои обязанности, к нему будут идти пациенты. Мы должны финансово заинтересовать его в этом.
- Сколько врач сможет взять себе пациентов?
П.К.: Для семейного врача мы вводим рекомендованную цифру в 2 тыс. пациентов смешанного населения. Ориентируясь на европейские страны, данное значение не является максимальным. Однако если у специалиста будут реальные 2 тыс. пациентов, это позволит врачу зарабатывать неплохие деньги. Не ниже чем, например, зарплата у патрульных полицейских.
- Если с врачами все понятно, то как тогда изменится доход медсестер и обслуживающего персонала?
П.К.: Безусловно, мы работаем в этом направлении, и вполне понятно, что человек не выбирает себе медсестру. Но одновременно мы говорим о том, что заведение первичной медицинской помощи будет получать доход в зависимости от того, сколько туда приходит людей. В нем работают медсестры, которые также помогают заботиться о пациентах. Соответственно, в медицинском учреждении может появиться возможность поднимать им заработную плату. Каждое медицинское учреждение будет иметь определенную автономию, имея возможность зарабатывать средства и контролировать свои расходы. Роль государства сводится к тому, что оно будет закупать их услуги. Но мы можем гарантировать, что тарифы за услуги будут такими, которые дадут возможность учреждениям здравоохранения поднимать доходы собственных работников.
- Как будут работать госпитальные округа, и как в частности это будет происходить в Сумской области.
П.К.: Перечень госпитальных округов от Сумской области мы еще ожидаем. У нас был определенный проект, но он отправлен на доработку, поскольку не соответствовал определенным критериям. Госпитальный округ будет создаваться на 200 тыс. населения. В нем будут определены клинические маршруты пациентов в соответствии со специализацией медицинского учреждения. Однако это не значит, что больницы станут профильными. Они останутся универсальными, при этом каждое из заведений будет иметь свою сильную сторону в лечении того или иного заболевания. Это также определит приоритеты, какие больницы надо развивать прежде всего и вкладывать средства. Таким образом, человека с определенным видом заболевания будут сразу отправлять в более профильную клинику.
Досье.
Павел Ковтонюк. Заместитель Министра.
Родился в 1983 году. Окончил Национальный университет «Киево-Могилянская академия». Магистр менеджмента в здравоохранении. Учился в Летней школе по охране здоровья и социальных систем (Альпбах, Австрия), окончил курс по менеджменту качества в здравоохранении (Университет Маастрихта, Нидерланды), преподавал в Летней школе по вопросам политики, экономики и управления в охране здоровья (Лудан, Швейцария). Соучредитель и организатор Летней школы «Трансформация систем здравоохранения: Восточная Европа». Проектный менеджер по реформе здравоохранения Национального совета реформ. Специалист ВОЗ по вопросам реформы здравоохранения.
Распоряжением Кабинета Министров Украины от 31 августа 2016 №616-р назначен заместителем Министра здравоохранения Украины.